Проект "Разновозрастное взаимодействие как средство формирования нравственных качеств и развития социальных навыков дошкольников"
Авторы:
Самолетова Е.Н. педагог-психолог высшей квалификационной категории
Леонтьева А.В. воспитатель высшей квалификационной категории
Лягушева Н.Ю. воспитатель высшей квалификационной категории
В современном российском образовании, находящемся в состоянии перманентного реформирования, происходит осознание и возвращение ему роли социокультурного медиатора, источника социального и культурного творчества. В сложном процессе вхождения в мир людей ребенку необходима квалифицированная помощь. Поэтому не стоит забывать и об общественном воспитании. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, в частности учебные заведения. А путь этот лежит через образовательное пространство – которое гармонично объединяет различные области, помогающие каждому ребенку открыть для себя мир. И главные здесь – дети, их родители, педагоги, которые вместе играют и развиваются, делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества – деятельностные способности и нравственные ценности, которые помогут им стать на путь самоизменения, саморазвития и самообразования – успешной самореализации в настоящем и будущем.
Для каждого ребенка роль взрослого, несомненно, велика. Но для полноценного развития недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые гармоничные и плодотворные отношения детей с воспитателем изначально не являются равноправными. В связи с этим особую роль приобретает общение в формате «ребенок – ребенок», ребенок-друг, ребенок-наставник, взаимодействие с которым дает важный для дальнейшей социализации в обществе опыт.
Согласно В. А. Сухомлинскому, разновозрастная кооперация используется в передовом опыте талантливых педагогов, как важный развивающий принцип обучения и воспитания. Разновозрастное общение являет собой полноценное детское сообщество, свободное от каких-либо искусственных разделений, содержащее многообразие в возможностях социального общения ребенка.
Разновозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений. В настоящее время, в целом ряде психолого-педагогических работ говорится о позитивном значении кооперированной деятельности дошкольников друг с другом для их развития.
Цель проекта : создание условий для воспитания нравственных качеств и развития социальных компетентностей по средствам организации разновозрастного взаимодействия.
Задачи проекта:
- Создать комфортные условия и коммуникацию внутри образовательной организации
- Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых
- Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознание своих достижений, ответственность за свои поступки.
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект, отзывчивость, готовность к совместной деятельности
- Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.
Формы разновозрастнова взаимодействия
Наставничество
Наставничество – это технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставничество – это очень важный опыт для каждого ребенка. Оно поднимает самооценку дошкольника, позволяет почувствовать уверенность в своих силах. В социальном плане наставничество дает ребенку возможность получить лидерский опыт. Наставник обретает уверенность в своих способностях, в ходе совместной деятельности оттачивает свои компетенции, формирует определенные, качественно новые, социальные связи. У младших же в результате появляются не только интерес и симпатия к старшим, но и желание и готовность к взаимодействию по самым разным поводам.
Технология эффективной социализации «Клубный час»
«Клубный час» заключается в том, что дети разных групп могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила. В процессе него дети включаются в различные виды деятельности, которые организуют педагоги ДОУ. Причём, чем заняться, дети выбирают сами.
«Вечер игры»
В игре объединяются пространства, игрушки и дети соседних групп, образуя единую среду для развертывания игры. Так как объединяются дети разного возраста, то они обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне. В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. Здесь всё происходит гораздо легче, чем в жизни. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другом.