Страница обновлена 18.11.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 233" города Ярославля

Страница обновлена 18.11.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 233" города Ярославля

Проект "Альтернативная и дополнительная коммуникация как способ социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ"

Авторы: 

Лягушева Н.Ю. учитель - дефектолог, воспитатель высшей квалификационной категории

Нагибина И.Ю. учитель – логопед, воспитатель высшей квалификационной категории

Самолетова Е.Н. педагог-психолог высшей квалификационной категории

Проект

Отчет системы Антиплагиат.ру

Сопроводительное письмо

   В настоящее время является важным и актуальным вопрос социализации и интеграции детей с тяжелыми нарушения развития в общество. И становится понятно, что решение проблемы включения детей с ОВЗ в активную жизнь социума невозможно без налаживания с ними социального взаимодействия и коммуникации.

 В дошкольном возрасте у детей нарушения коммуникации проявляются в разных областях:

● нарушения коммуникативной активности. Ребенок часто не может обратиться к другому человеку с понятным сообщением, что приводит к снижению количества обращений к другому человеку. Это оказывает негативное влияние на понимание ребенком контекста ситуации. Отсутствие умения задавать вопросы характерно для многих детей с тяжелыми нарушениями, использующих речь как средство коммуникации. Недовольство от того, что потребность остается неудовлетворенной, может приводить к выраженным нарушениям поведения (ребенок использует крик, агрессию и самоагрессию как средство привлечения внимания для того, чтобы взрослый обеспечил удовлетворение его нужд, не умеет ждать или просить о помощи иным способом);

● недостаточный опыт общения с окружающими людьми приводит к использованию ребенком типичных, устоявшихся и понятных ближайшему окружению форм общения, которые могут быть ясны близким взрослым, но не информативны для более широкого круга общения (специалистов, знакомых семьи, соседей и пр.). Недостаточность понятных форм общения приводит к снижению самостоятельности ребенка и сужению области социальных контактов;

● крайне медленный темп формирования произвольности является, следствием того, что ребенок медленнее усваивает социальный опыт, значительно отстает в развитии эмоциональной сферы как в результате биологических нарушений, так и в результате специфики социальной среды, в которой много внимания уделяется преодолению нарушений развития в одних сферах, но задачам социального развития ребенка достаточного внимания не уделяется. Недостаточность произвольности поведения приводит к сложности общения ребенка со сверстниками, сложности включения в любую детскую группу, где усвоение правил имеет все большее значение, чем ближе возраст ребенка к школьному;

● низкий интерес и/или недостаточный интерес к типичным видам деятельности, представляющим интерес для сверстников, приводят к сложности участия ребенка в любых видах деятельности, не организованной взрослым (например, игре);

● нарушения речевого развития. Чем старше становится ребенок, тем большее значение имеет использование речи для общения с окружающими людьми. Неречевой ребенок, ребенок, испытывающий сложности при использовании речи для коммуникации, например имеющий недостаточный словарный запас, нарушения звуконаполняемости, влияющие на понимание речи ребенка окружающими и др., только при специальной помощи может общаться с другими детьми.

У нас обучаются дети с ЗПР, легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Речь, если она есть, формируется крайне медленно и ограниченно, её понимание часто затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все её функции – коммуникативную, познавательную, регулирующую. Одним из инструментов способствующих уменьшению нежелательных для социума проявлений, а также приемов, способствующих успешности учащегося в коммуникативной сфере, является альтернативная и дополненная коммуникация. Альтернативная коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны удовлетворительно объясниться.

Цель проекта : Внедрение активных средств невербальной коммуникации для формирования социально значимых навыков общения неговорящих детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

  • Создавать специальные педагогические условия для формирования навыков общения
  • Подобрать и систематизировать невербальные средства общения, обеспечивающие социальную адаптацию детей
  • Проанализировать и обобщить результаты работы

Для оценки уровня коммуникации и выбора средства выполняются следующие действия:

  • Сбор анамнеза. Все не говорящие дети по рекомендации были направлены к лор врачам, если необходимо от них уже к сурдологу. Так же были пройдены невролог, психиатр, при необходимости нейропсихолог.
  • Проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: дома, на занятиях, на индивидуальных встречах.
  •  Проводится обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения со взрослыми и сверстниками.
  • Анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка.


Альтернативные средства общения, которые используются в коррекционной работе с неговорящими детьми, имеющими особые образовательные потребности:  язык жестов;  графическая коммуникация (картинки, пиктограммы, фотография, цветная картинка, черно-белая, напечатанное слово); вспомогательные технические средства.