Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит…
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит? ….
Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!
(Калиман Н. А)
Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Приоритетные направления деятельности :
- Соединение в педагогической деятельности требований основной и дополнительной образовательных программ с учетом особенностей детей с ОВЗ.
- Определение реестра культурных практик, возможных для использования в работе с детьми ОВЗ и здоровыми детьми в условиях инклюзивного взаимодействия.
- Повышение качества образования и эффективности социального взаимодействия детей с учетом их индивидуальных различий
В МДОУ «Детский сад №233» эффективно внедряется инклюзивная образовательная практика «Использование системы альтернативной коммуникации в работе педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации».
Внедрение образовательной практики «Использование системы альтернативной коммуникации в работе педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации» отвечает современной концепции дошкольного образования, государственной политике в сфере образования, так как обеспечивает предоставление доступного и качественного дошкольного образования детям с особыми образовательными потребностями: ОВЗ, дети-инвалиды, дети «группы риска», одаренные дети, находящиеся в трудной жизненной /социально опасной ситуации, дети-мигранты.
Концептуальной основой является понимание инклюзивного образования как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Таким образом, предложенная модель инклюзивной практики дошкольной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу, предоставляет возможность доступного, равного и качественного получения образования детям раннего и дошкольного возраста, в том числе детям с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивная образовательная практика: «Использование системы альтернативной коммуникации в работе педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации» направлена на:
- обеспечение доступного, равного и качественного образования в условиях МДОУ «Детский сад №233» в группах комбинированной направленности;
- создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
- формирование команды специалистов, развитие педагогического мастерства педагогов через систему повышения квалификации, аттестации педагогических кадров;
- трансляция передового опыта, создание собственных методических разработок, информирование общественности о результатах реализации проекта;
- расширение образовательного пространства детского сада, повышение его социального статуса в городе.
Практика была разработана педагогами МДОУ «Детский сад №233».
Сферой применения практики является дошкольное обучение, воспитание и психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 2-8 лет как посещающих дошкольную образовательную организацию, так и не посещающих.
МДОУ «Детский сад № 233» начал применять инклюзивную образовательную практику с 2022 г.
Инклюзивная образовательная практика: «Использование системы альтернативной коммуникации в работе педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации» является универсальной и возможной к распространению в каждом детском саду при наличии необходимых условий: кадровых, образовательных, специальных.
Данная практика направлена на решение проблемы воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями: ОВЗ, дети-инвалиды,требует деликатного и гибкого подхода для каждого воспитанника.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию высших психических функций и становление личности ребенка.
Нормативно-правовой компонент:
Положение о группе комбинированной направленности(просмотр)
Положение о психологической службе(просмотр)
Положение о консультационном пункте(просмотр)
Модель организации инклюзивного образовательного процесса (просмотр)
Положение о структурном подразделении,оказывающей услуги ранней помощи(просмотр)
Положение о ППК(просмотр)
Приказы:
О создании и организации работыППк (просмотр)
Об изменении направленности групп (просмотр)