Страница обновлена 17.05.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 233" города Ярославля

Страница обновлена 17.05.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 233" города Ярославля

Игровые пятницы в детском саду.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 году (далее – Стандарт, ФГОС ДО), определяет в качестве одного из механизмов, способствующего развитию дошкольников и отвечающего его жизненным интересам и возможностям, игровую деятельность. Одним из ведущих принципов реализации Стандарта является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры (п. 1.2.); программное содержание может реализоваться в различных видах деятельности, в том числе игре – как сквозном механизме развития ребенка (п. 2.7.), при условии оказания недирективной помощи, поддержки детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности, поддержки спонтанной игры детей, ее обогащения, обеспечения игрового времени и пространства (п. 3.2.5). 

С другой стороны современная действительность характеризуется усиливающимися тенденциями разрушения дворовых разновозрастных сообществ, ограничением свободной активности детей, повышением запроса родителей на развивающие образовательные занятия. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость создания условий для игровой деятельности детей. Репертуар игр и их содержание у современного дошкольника претерпело существенные изменения. Из обихода исчезли традиционные игры и герои, изменилось отношение детей к игре и игрушке. Причин данного явления несколько, в том числе: сокращение игрового пространства, территориальная разобщенность детей, отсутствие разновозрастных контактов между детьми, вытеснение игры учебной деятельностью, трансформация детской субкультуры, формируемой индустрией детских игрушек, мультсериалов, компьютерных игр и др.

Отсюда следует, что детская игра нуждается в поддержке и развитии. Всякая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее субъектом. В игре, как ни в какой другой деятельности, ребенок является творцом своей жизни. Есть возможность проявления «взрослости», «умелости» (все получается, нет боязни ошибиться). Здесь ярко проявляются его «самость» (собственный стиль осуществления деятельности), активность (инициативность, самостоятельность, творческое отношение к действительности).

Для каждого ребенка роль взрослого, несомненно, велика. Но для полноценного развития недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые гармоничные и плодотворные отношения детей с воспитателем изначально не являются равноправными. В связи с этим особую роль приобретает общение в формате «ребенок – ребенок», ребенок-друг, ребенок-наставник, взаимодействие с которым дает важный для дальнейшей социализации в обществе опыт.

Поэтому в нашем учереждении реализуется такая форма работы как "Игровые пятницы"

«Игровые пятницы» — это вечернее время с 15.10 до ужина, посвященное сюжетно-ролевой игре. В игре объединяются пространства, игрушки и дети соседних групп, образуя единую среду для развертывания игры. Так как объединяются дети разного возраста, то они обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне.
В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. Здесь всё происходит гораздо легче, чем в жизни. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другом. 
Свободная самостоятельная игровая деятельность имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека. Воспитатель активно наблюдает, фиксирует свои наблюдения, анализирует их, обучает необходимым умениям и навыкам, подключаясь к игре детей (проявляя собственную инициативу, или принимая приглашение играющих).