Лексическая тема «Космос»
(для детей 5-7 лет)
Родителям рекомендуется: объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник; рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;
рассказать ребенку о первом космонавте — Ю. Гагарине.
Игры для развития речи.
Словесная игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стихотворение. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несёмся на … (ракете). |
Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется … (Земля). |
Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звёзд калейдоскоп Астрономы в … (телескоп). |
Посчитать совсем не просто Ночью в тёмном небе звёзды. Знает все наперечёт Звёзды в небе … (звездочёт). |
Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … (Гагарин). |
Освещает ночью путь, Звёздам не даёт заснуть, Пусть все спят, ей не до сна, В небе не заснёт … (луна). |
Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлёт всем подряд, И как одинокий путник Летит по орбите … (спутник). |
У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски: “астронавт”, А по-русски … (космонавт). |
Игра «Сосчитай-ка»
(согласование существительных с числительными).
Например: Один большой метеорит, два больших метеорита,…, пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда, …
Одна быстрая ракета, …
Одна опытный космонавт, …
Одна далёкая планета, …
Игра «Составь предложение»
(развиваем связную речь, закрепляем умение правильно строить предложение, развиваем слуховое внимание).
Взрослый предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
(учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Взрослый называет признак предмета и бросает мяч, а ребенок возвращает его, проговаривая слово, противоположное по значению.
Например: далёкий — близкий
тесный — … / большой — …/ улетать — … / высокий — … / взлетать — … / известный — … /включать — … / тёмный — … / подниматься — … / яркий — …
Упражнение «Чего много в космосе?»
(употребление мн. числа существительных в родительном падеже).
Много ракет (комет, звезд, космонавтов, планет, спутников и т.д.).
Упражнение «Подбери слова – родственники».
Подобрать родственные слова к словам:
Земля - Звезда - Космос -
Лексическая тема «Космос»
(для детей младшей и средней группы)
Родителям рекомендуется дать детям первичные представления о космосе, познакомить с историей возникновения праздника День космонавтики, дать первоначальные сведения о планетах Солнечной системы. Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;
рассказать ребенку о первом космонавте — Ю. Гагарине. Активизировать словарь детей словами: космос, планета , космонавт.
Пальчиковая гимнастика «Космос»
(Развитие мелкой моторики и речевого ритма).
Раз. два, три, четыре, пять,
(По очереди сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого.)
Начинаем мы взлетать.
(По очереди выпрямлять пальцы на обеих руках, начиная с мизинца.)
На ракете улетим
(Соединить пальцы рук, поднять руки наверх.)
И всю Землю облетим.
(Руки развести в стороны, сделать круг, вновь соединить ладони.)
На Луне мы «прилунимся»
(Сжать руки в кулаки.)
И на Землю возвратимся.
(Соединить одинаковые пальцы обеих рук, образовав большой шар.)
Упражнение «Ракеты — на старт».
(на развитие направленного плавного выдоха).
Сделать плавный бесшумный вдох и подуть на ракеты, изображенные на бумаге и прикрепленные на нитке.
Подвижная игра «Ракета»
Завести моторы, (вращение вытянутых рук)
Соединить контакты (руки соединить, частые касания кончиков пальцев)
Приготовиться к запуску ракеты ( ребенок приседает)
Пуск! (резко выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх, тянуться вверх с поднятыми руками).
Упражнение «Подскажи»
Взрослый называет слово и предлагает ребенку подобрать к нему как можно больше слов – признаков.
Космонавт какой?……. Ракета какая?……… Звезда какая?……..